Военные технологии

Авиационные крылатые ракеты YJ-63, KD-63 и K/AKD-63 конструкции НИИ электромеханики

Сегодня вооруженные силы Китая – одни из мощнейших в мире. Они постоянно находятся в центре внимания средств массовой информации и экспертов, тем не менее, подробных и достоверных сведений об их оснащении по-прежнему крайне мало. Китайское руководство поощряет пропаганду своей военной мощи и в то же время держит мир в полном неведении относительно ее качественного и количественного состояния.

Оно охотно показывает, в частности, свои самолеты-ракетоносцы и их вооружение, но не сообщает ни того, сколько оно их имеет, ни каковы их боевые возможности. На этот счет есть только предположительные данные и здесь обобщены доступные сведения о крылатых ракетах воздушного базирования YJ-63, KD-63 и K/AKD-63

Китай, первый пуск – ноябрь 2002 г.

Авиационные крылатые ракеты YJ-63, KD-63 и K/AKD-63 конструкции НИИ электромеханики

Подготовка к подвеске крылатой ракетыYJ-63 с активной радиолокационной головкой самонаведения и жидкостным ракетным двигателем на самолет-носитель Сиань H-6Н в одном из полков ВВС НОАК – начало 2010-х гг. Фото: http://www.vostokstation.com.au/news/Chinese_Aircraft_Carrier_Killer.htm

XW-41 проект и опытная серия, противокорабельная ракета большой дальности класса «воздух-корабль» и «корабль-корабль».

Проектирование унифицированной по способу базирования (воздушному и морскому надводному) крылатой ракеты для поражения морских и сухопутных целей начато в середине 1990-х гг. в НИИ электромеханики (海鹰机电技术研究院, телексный адрес «Морской Орел») на основе серийной ракеты класса «воздух-корабль» YJ-6K с целью ее замены. При этом были поставлены задачи:

  • увеличить дальность пуска до 200 км (в 2,5 раза);
  • улучшить избирательность и помехозащищенность системы наведения;
  • улучшить управляемость на малой высоте и околозвуковой скорости.

Общей задачей было обеспечить поражение кораблей вероятного противника, защищенных ЗРК типа Sea Sparrow и им подобными.

Для поражения кораблей класса «ракетный катер», «корвет», «фрегат» и «эсминец» предполагалась обычная фугасная БЧ, для более крупных – ядерная (см. ниже).

При проектировании были использованы технологии и образцы комплектующих, которые Китаю удалось приобрести в США, Израиле, Франции и др. странах в 1980-х – начале 1990-х гг., а далее – в Российской Федерации.

Основные отличия ракеты XW-41 от базовой конструкции и комплектации ПКР YJ-6K:

  • установлена новая активная радиолокационная головка самонаведения, включающаяся на завершающем участке полета и имеющая функции поиска и захвата цели самостоятельно или по команде с борта носителя (предположительно, на сигнальных процессорах);
  • установлен новый автопилот, в функции которого входит только отработка команд управления, которые выдает цифровая система автоматического управления;
  • установлена САУ, программа полета в память которой вводится непосредственно перед пуском через систему подготовки, установленную на борту носителя;
  • установлена новая гиро-инерциальная навигационная система (ИНС);
  • установлен новый приемник защищенной радиолинии, по которой передаются сигналы коррекции траектории и захвата цели с борта носителя;
  • установлена центральная вычислительная машина, соединенная со всеми указанными выше системами ракеты через ОШД и объединяющая все функции управления путем выработки общих и адресных команд;
  • все БРЭО цифровое, построено на полупроводниковой базе, архитектура его открытая, сделана по китайскому аналогу американского стандарта MIL.Std.1553B;
  • длина корпуса уменьшена (при сохранении его диаметра и силовой схемы);
  • размах и площадь крыла уменьшены;
  • сделано новое Х-образное оперение, состоящее из четырех одинаковых трапециевидных поверхностей, на каждой из которых установлена одна рулевая поверхность, совмещающая функции рулей высоты и направления;
  • в системе управления установлены новые электрические рулевые машины с цифровым управлением;
  • сделана новая установка рулевых машин в «прижатых к фюзеляжу» наплывах под самими РП (на прототипе были установлены в фюзеляже и соединялись с РП тягами и качалками;
  • фугасная БЧ новая, рассчитана на поражение современных боевых кораблей, не имеющих тяжелой брони и прочих средств обеспечения пассивной живучести, она имеет контактные, радиолокационные и программные взрыватели;
  • ядерная БЧ (предположительно, малогабаритная имплозивная с внешним инициатором, мощность 20…90 кТ ТЭ);
  • БЧ имеет многоступенчатый предохранитель;
  • боевые части вкладные, хранятся отдельно от ракеты, ядерная и фугасная БЧ не взаимозаменяемые;
  • предусмотрены программный и радиокомандный самоликвидаторы;
  • ракета имеет приемник обнаружения облучения РЛС противника, которая включает встроенную станцию активных радиолокационных помех.

Комплекс вооружения в авиационном варианте включает:

  • самолет-носитель с БРЛС, ИНУ, РВ, защищенной радиолинией коррекции траектории ракеты, системой подготовки пуска, рабочим местом оператора с его пультами, а также двумя балочными пусковыми устройствами в обтекаемых пилонах под крылом, в которых также находятся электрические разъемы контроля ракеты и подготовки пуска;
  • две ракеты;
  • комплект СНО, обеспечивающий расконсервацию ракеты при получении с завода, проверку под током и давлением, подготовку и подвеску, выполнение всех видов регламентных работ и некоторых видов ремонта (на ЯБЧ предусмотрен свой отдельный комплект СНО).

Алгоритм применения ракеты в авиационном варианте:

  • носитель выходит в район поиска цели на большой высоте, оператор на борту носителя включает БРЛС (его ИНС работает постоянно) и находит цель;
  • оператор вооружения на борту носителя выполняет радиолокационный захват цели, после чего автоматически ее текущие координаты и данные о векторе скорости начинают поступать в систему подготовки пуска, которая включает системы ракеты на прогрев, а затем на боевой режим;
  • система подготовки пуска на борту носителя формирует полетную программу ракеты и вводит ее в память САУ ракеты, которая в свою очередь программирует инерциальную навигационную систему ракеты – формирование этих программ заканчивается, когда поступают последние данные о координатах цели и векторах скорости ее и носителя непосредственно перед пуском;
  • после окончания формирования полетной программы автоматически или по команде оператора выполняется сброс ракеты, при этом ИНС уже работает и начала отсчет траектории;
  • после отхода ракеты от носителя на заданное расстояние (определяемое по времени) подается питание на расфиксацию рулевых поверхностей, подключение их РМ к САУ, которая стабилизирует траекторию, и запускает ЖРД;
  • ЖРД, работая на I режиме тяги, выводит ракету заданные САУ значения скорости и высоты полета, курс определяет САУ;
  • ЖРД переводится на II режим тяги (поддержания скорости) путем снижения оборотов ТНА, ракета выполняет полет по ступенчатой траектории в расчетную точку нахождения цели, высота выдерживается по данным радиовысотомера, передаваемым в САУ «порциями», большую часть времени РВ не работает – ракета идет в «полностью тихом режиме»;
  • БРЛС на борту носителя продолжает сопровождать цель и ракеты в режиме автозахвата или ручном и при возникновении рассогласования расчетных и действительных угловых координат ракеты (например, при накоплении сверхнормативной навигационной ошибки или при изменении направления движения цели) выдается радиокоманда на коррекцию траектории;
  • в расчетной точке производится поиск цели, при этом радиолокационное изображение передается на борт носителя и в случае, если обнаружена более чем одна цель, оператор на борту носителя выбирает поражаемую, а если команда за определенное программой время не поступает, АРГСН автоматически захватывает ту цель, которая имеет самый интенсивный РЛ-ответ;
  • после захвата цели отключаются ИСУ и радиолиния коррекции траектории, САУ и автопилот переходят на управление от ГСН;
  • если захват не происходит, ИСУ не отключается и ракета продолжает идти в расчетную точку встречи с целью;
  • на завершающем этапе полета ракета переходит на малую высоту;
  • АПГСН и САУ ракеты с фугасной БЧ рассчитана на прямое попадание в цель, с ядерной – на подрыв над целью на заданной высоте;
  • перед встречей с целью АРГСН отключается и ракета продолжает полет в расчетную точку встречи по данным САУ;
  • при попадании в цель ракеты с фугасной БЧ срабатывает контактный взрыватель, при проходе над целью – радиолокационный, у ядерной БЧ дистанционные взрыватели основные, контактный и программный – резервные.

Ракета XW-41 с активной радиолокационной ГСН способна поражать как подвижные и неподвижные морские цели, так и крупные радиолокационно-контрастные объекты на побережье и в глубине суши – здания и сооружения.

Цельнометаллическая конструкция планера без использования технологий снижения радиолокационной и тепловой заметности, а также силовая установка с ЖРД остались по типу ракеты YJ-6.

Проект был закончен в 2002 г. в двух вариантах:

  • KD-63 для применения с тяжелых самолетов – носителем выбрана модификация самолета Сиань «Хунчжацзи-6» («бомбардировщик тип 6», Х-6, Н-6 – модификация самолета Ту-16, разработанная в КНР);
  • HY-4 для применения с надводных кораблей.

В начале 2002 г. проект прошел защиту успешно, и в том же году было начато производство ракет опытных серий:

  • для бросковых испытаний;
  • для траекторных испытаний системы управления.

Для испытаний ракет XW-41 на авиазаводе в Сиане при участии НИИ электромеханики и др. организаций военной промышленности и МО КНР был переоборудован один строевой самолет Н-6 (Ту-16 выпуска завода в Сиане, предположительно, заправщик HY-6).

Переоборудованный самолет имел бортовой № 18692 (эта серия характерна для заправщиков HY-6) и обозначение H-6F.

Авиационные крылатые ракеты YJ-63, KD-63 и K/AKD-63 конструкции НИИ электромеханики

Опытный ракетоносец H-6F борт 18692 отличается от самолета H-6-IV, для замены которого создан, новым комплексом ракетного вооружения с цифровым управлением, при этом он сохранил и бомбардировочное вооружениеФото: Chenjun // http:www//Airliners.net

Первый пуск ракеты с полностью рабочей системой наведения выполнен в ноябре 2002 г. с борта самолета Сиань H-6F № 18692.

Испытания ракеты были успешными и прошли в очень короткое время – примерно за год был завершен первый этап ГСИ и ракета получила допуск к эксплуатации.

После завершения I этапа испытаний самолет Сиань H-6F № 18692 был переоборудован для II этапа с ракетой KD-63A, см. ниже.

Далее самолет использовался по программам улучшения комплекса вооружения и для публичных показов с целью демонстрации возможностей и продвижения экспорта.

YJ-63, (Yingji-63, «Юньчжи 63», «Атакующий Орел 63», 鹰击-63) серийная, противокорабельная ракета большой дальности класса «воздух-корабль».

Серийный выпуск и поставки носителей H-6H (K/JH-6H) и ракет YJ-63 начаты в 2004 г., однако при этом пока нет данных о поставках в серийные авиационные части ракет с ядерной БЧ.

Ракеты YJ-63 с активной радиолокационной ГСН выпущены малой серией.

Параллельно в серию был запущен вариант корабельного базирования HY-4.

Получателем носителей H-6Н и ракет YJ-63 была не морская авиация, а полки Военно-Воздушных Сил Народно-Освободительной Армии Китая. Возможно, это связано с тем, что самолет является носителем ядерного оружия, а его самолеты-носители сосредоточены под командованием СЯС КНР, оперативно подчиняясь ВВС.

По-видимому, самолеты Н-6Н и ракеты YJ-63 поставлены в несколько полков СЯС, но ни в одном из них они не составляют даже большинства самолетов. При этом основным их вооружением являются более универсальные ракеты KD-63A, см. ниже.

На ноябрь 2020 г. ракета оставалась на вооружении.

Ракета YJ-63 предлагалась на экспорт, но сведений о поставках пока нет.

Оценка авиационно-ракетного комплекса:

  • радиус действия комплекса достаточен для поражения целей, непосредственно угрожающих территории КНР – кораблей и их группировок в полегающих водах, баз в Японии, Южной Корее и на близлежащих островах;
  • тактико-технические данные носителя Н-6Н и возможности его РЭБ недостаточны для самостоятельно прорыва современной ПВО, как сухопутной, так и морской одиночным самолетом без прикрытия;
  • тактико-технические данные ракеты YJ-63 и возможности ее РЭБ недостаточны для самостоятельно прорыва современной ПВО, как сухопутной, так и морской при пуске двух ракет с одного самолета;
  • комплекс может достаточно эффективно использоваться для «растягивания» ПВО противника, применяясь совместно с носителями других, более совершенных крылатых ракет (сверхзвуковых, но имеющих меньшую дальность пуска) или сверхзвуковых ударных самолетов;
  • в основном, ракеты YJ-63 используются в учебных целях для подготовки экипажей самолетов Н-6 других модификаций к применению маловысотных и сверхзвуковых ПКР YJ-82K, YJ-83K, KD-88.

KD-63A (KongDi-63A, «КоньДи 63 мод. 1») серийная, универсальная крылатая ракета большой дальности класса «воздух-поверхность» для поражения оптически-контрастных целей.

Предназначена для поражения сильно защищенных радиолокационно- и оптически-контрастных целей – кораблей и судов малого и среднего водоизмещения на ходу и на стоянке, зданий и сооружений на берегу и в глубине суши. Ставилась задача обеспечить поражение замаскированных объектов и повысить скрытность подхода ракеты за счет отказа от АРГСН.

Разработка начата примерно в 2005 г. в НИИ электромеханики как модификации ракеты YJ-63 с отличиями:

  • вместо радиолокационной установлена телевизионная ГСН, широкоугольный зеркальный объектив которой выведен в окно в носовой оконечности корпуса, закрытое сферическим стеклом;
  • сделана новая силовая установка с турбореактивным двигателем вместо ЖРД, см. ниже;
  • в ПО введена возможность выбора маловысотной траектории ракеты;
  • ядерная БЧ по-видимому не предусмотрена.

Силовая установка:

  • в хвостовой части установлен один короткоресурсный одновальный ТРД, работающий на авиационном керосине;
  • воздух в двигатель поступает через нерегулируемый воздухозаборник прямоугольного сечения с острыми кромками и S-образным каналом, сечение которого плавно меняется от прямоугольного к круглому на входе в двигатель;
  • входная часть воздухозаборника установлена под хвостовой частью фюзеляжа на некотором расстоянии от него, в образующийся между фюзеляжем и его верхней кромкой проем «сливается» заторможенный пограничный слой обтекающего фюзеляж воздуха, он используется для охлаждения двигателя и выбрасывается через эжектор его сопла;
  • топливная система состоит из баков с системами закрытой централизованной заправки под давлением, контроля уровня топлива, наддува, дренажа и слива топлива, насосов подкачки, трубопроводов и клапанов;
  • масляная система – часть двигателя;
  • на двигателе установлена коробка приводов агрегатов, от которой работают электрогенераторы ракеты;
  • запуск двигателя – турбостартером от аккумуляторов на ракете;
  • сопло находится в хвостовой части фюзеляжа, эжекторное регулируемое соплом (подвижные створки имеет только его внутренний венец).

Алгоритм применения такой же, как на ракете YJ-63, но применение ТВ-ГСН имеет свои особенности –телевизионная ГСН ракеты обрабатывает только одну цель, соответственно исключен алгоритм ее выбора, ГСН не отключается перед встречей с целью, что повышает точность попадания.

Испытания ракет опытной серии прошли с борта самолета H-6F № 18692 на рубеже 2010-х гг.

В 2011 г. первые самолеты Н-6Н были доработаны установкой пульта для приема изображения с ТВ ГСН и для выдачи команды на захват цели ею и было начато обучение строевых экипажей применению новой ракеты.

С начала 2010-х гг. идет серийный выпуск ракет KD-63A значительными сериями – их получено не менее нескольких десятков штук.

Авиационные крылатые ракеты YJ-63, KD-63 и K/AKD-63 конструкции НИИ электромеханики

Пара самолетов H-6Н Военно-Воздушных Сил Народно-Освободительной Армии Китая с крылатыми ракетами с телевизионной ГСН KD-63А. На переднем плане борт № 40076 без артиллерийского вооружения, на заднем – борт 40175 с кормовой огневой установкой с двумя пушками АМ-23 Фото: http://game.china.com/gbox/qwq/act/000/108/984/

Оценка авиационно-ракетного комплекса:

  • дальность пуска позволяет выполнять его до входа в зону ПВО, что делает недостатки самого носителя несущественными;
  • летные данные самой ракеты остаются недостаточными в сравнении с возможностями ПВО таких вероятных противников КНР как США, Япония и Южная Корея, но Китай может столкнуться и с менее развитыми странами – Индией, Вьетнамом, Филиппинами и др., и в такой войне это будет вполне эффективное оружие;
  • скрытность, помехозащищенность и универсальность ракеты удалось существенно улучшить.

Ракета KD-63A на ноябрь 2020 г. оставалась на вооружении ВВС НОАК как боевая.

K/AKD-63 серийная, универсальная крылатая ракета большой дальности класса «воздух-поверхность» для поражения оптически-контрастных целей.

Сведения об этой модификации противоречивы. Известно, что она разработана в НИИ электромеханики как дальнейшее развитие модификации KD-63A.

По одним для тактических пусков.

По другим данным это боевая всепогодная модификация ракеты KD-63A с дальнейшими отличиями:

  • установлена новая автокорреляционная тепловизионная ГСН, воспринимающая цель как двухмерное изображение на образе местности и «запоминающая» весь кадр, при этом если цель в процессе наведения оказывается полностью закрыта дымом или осадками, ГСН определяет ее координаты по видимой части кадра, пересчитывая их по мере приближения;
  • установлена новая ИНС со спутниковой коррекцией (до пуска от приемника на носителе и на траектории до включения ГСН на режим «захват» от приемника на ракете).

Авиационные крылатые ракеты YJ-63, KD-63 и K/AKD-63 конструкции НИИ электромеханики

Подготовка к подвеске крылатой ракеты с оптоэлектронной ГСН K/AKD-63 на самолет-носитель H-6H в одном из полков ВВС НОАКФото: http://bastion-karpenko.ru/h-6k/
Авиационные крылатые ракеты YJ-63, KD-63 и K/AKD-63 конструкции НИИ электромеханики
Крылатая ракета K/AKD-63 на подвеске под самолетом H-6Н – предположительно, это модификация с тепловизионной автокорреляционной ГСН и инерциальной системой навигации со спутниковой коррекцией Фото: http://3.bp.blogspot.com

Поставки ракет начаты сразу вслед за модификацией KD-63A ориентировочно в 2012…2013 гг.

Она остается на вооружении ВВС НОАК.

Большинство экспертов, лояльных США и НАТО, а также многие российские склонны считать ракеты YJ-63, KD-63 и K/AKD-63 оружием устаревшим и полностью неэффективным. Однако опыт всех малых войн от 1950-х гг. и до самых последних времен говорит о том, что такое пренебрежительное отношение может привести к неготовности к отражению угрозы, которую оно может нести. Развивая средства противоракетной обороны в направлениях, диктуемых изменением тактических свойств ее целей, можно потерять те качества, которые понадобятся для борьбы с такими «устаревшими» ракетами. Сейчас американцы бросили все силы для противодействия ракетам баллистическим, в т.ч. и гиперзвуковым противокорабельным, которые Китай тоже развивает. Но имея и гиперзвуковое оружие, основная часть полета которого проходит в верхних слоях атмосферы, и дозвуковые крылатые ракеты, Китай может применять их совместно, резко усложнив ту тактическую обстановку, в которой придется действовать противоракетной обороне.

Основные тактико-технические данные ракеты в сравнении с прототипом YJ-6 смотрите в таблице YJ-63, KD-63 data

Смысл использованных в статье и таблицах определений, понятий и сокращений можно узнать, открыв наш краткий словарь по авиации и ракетной технике

Список использованных источников:

  1. Архив автора
  2. Rupprecht, Andreas. Territorial Tensions // Air International No. 8, – 2014
  3. http://bastion-karpenko.ru/h-6k/
  4. https://missiledefenseadvocacy.org/missile-threat-and-proliferation/todays-missile-threat/china/yj-63/
  5. http://www.sinodefence.com/airforce/weapon/kd63.asp
По материалам

naukatehnika.com

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть