Военные технологии

Противостояние вооружений США и России. Управляемые авиабомбы основных современных бомбардировщиков Су-34 и F-15E

Противостояние вооружений США и России. Управляемые авиабомбы основных современных бомбардировщиков Су-34 и F-15E

В предыдущей части статьи мы сравнили свободнопадающее бомбовое вооружение основных современных фронтовых или тактических бомбардировщиков – американского МакДоннелл-Дуглас / Боинг F-15E «Страйк Игл» и российского Су-34. Оно по-прежнему широко применяется в нынешних «малых войнах», вряд обойдется без него и «большая война», возможность которой для человечества крайне не желательна, но все же она существует. Однако арсеналы этих самолетов «чугунными» бомбами не ограничиваются, они имеют и «умное» оружие. Сегодня мы посмотрим, каково оно у этих боевых машин и какие возможности дает. Но сначала напомним, что оба эти самолета имеют цифровую систему управления вооружением с открытой архитектурой, чтопозволяет дополнять возможный выбор высокоточного оружия вновь создаваемыми образцами без замены сетей управления.

Начало читайте в статьяхБой с тенью – Су-34 против F-15E. Часть 1

Су-34 против F-15E. Аэродинамическое и конструктивное совершенство. Противники в полете

Су-34 против F-15E. Сравнение ударных возможностей

«Теле-бомбы»

Самолеты F-15E и Су-34 поступили на вооружение уже с возможностью применения управляемых авиабомб (УАБ), которая наращивалась в ходе их модернизации. Их преимущества – высокая точность попадания при возможности поражения цели с расстояния, превышающего рубеж пуска зенитных ракет малой дальности, большая мощность боевой части и меньшая стоимость по сравнению с тактическими ракетами воздух-поверхность. Такие боеприпасы сегодня чрезвычайно разнообразны по размерности, боевым частям и системам наведения.

Противостояние вооружений США и России. Управляемые авиабомбы основных современных бомбардировщиков Су-34 и F-15E

Для корректируемой авиабомбы КАБ-500Кр достаточно, чтобы на кадре местности перед попаданием оставались 3 видимых ориентира, а сама цель может быть даже закрыта дымомФото: С.Г. Мороз

Управляемые авиабомбы (УАБ, в СССР они именовались корректируемыми – КАБ, но это одно и то же) предназначены в основном для поражения опорных пунктов и огневых точек обороны противника, зданий и сооружений, в т.ч. высокопрочных и подземных, позиций огневых средств, а также судов в базе и на ходу. Они применяются по видимым целям – простым глазом или с помощью электронно-оптических средств, работающих в диапазоне света, воспринимаемого глазом, или тепловом.

В Советском Союзе, корректируемые бомбы для фронтовой бомбардировочной авиации разрабатывались калибра 500 и 1500 кг, в России они сохранились, но добавился 250-килограммовый. В Америке типовые калибры УАБ в переводе с фунтов 227, 454, 908 и 1134 кг, но в последнее время появились УАБ и калибра 113 кг.

Применяя бомбы с телевизионным самонаведением, оператор должен увидеть цель на своем индикаторе, наложить на нее метку захвата. После сброса летчик может выполнять произвольный маневр, она сама будет наводиться на цель по ее образу или по месту на общем кадре в момент захвата – автокорреляционный метод обеспечивает попадание, даже если в последний момент точка прицеливания будет затянута дымом, но часть кадра с заданным числом ориентиров останется свободной. Головка самонаведения (ГСН) может дополняться радиокомандным каналом, с помощью которого оператор управляет полетом бомбы, пока не получит от ГСН настолько четкое изображение цели, чтобы можно будет дать команду «захват», и только после этого можно отворачивать.

Российский Су-34 берет две-шесть авиабомб КАБ-500Кр с телевизионным автокорреляционным самонаведением. Их круговое вероятное отклонение (КВО) в худших условиях сброса не превышает 7 м, но представитель их разработчика ГНПП «Регион» в беседе с автором заявил, что по данным анализа объективного контроля применения таких боеприпасов в войнах в Афганистане и в Чечне устойчиво наблюдались попадания в отдельные части малых зданий – обычно, в дверь или в окно, т.е. КВО у хорошо натренированного экипажа 2 м и менее.

Противостояние вооружений США и России. Управляемые авиабомбы основных современных бомбардировщиков Су-34 и F-15E

Тяжелая корректируемая авиабомба КАБ-1500ТК разработки ГНПП «Регион» с телевизионно-командным наведением Фото: С.Г. Мороз

В арсенале F-15E таких УАБ нет, но есть вдвое более тяжелые GBU-15, сделанные на базе осколочно-фугасной бомбы Mk.84 или проникающей BLU-109. При сбросе с большой высоты они планируют на расстояние до 28 км в автономном или командном режиме, но практика показывает, что первый используется чаще и он эффективнее, хотя дальность сброса таким образом обычно до 10 км. Самолет Су-34 может применять КАБ-1500ТК с более мощной фугасной БЧ, но на меньшую дальность, впрочем опять же максимальная используется крайне редко, а обычный рубеж – те же 10 км.

Исходя из этого вполне рациональным выглядит остальной набор «теле-бомб» Су-34, не имеющих командного канала, зато телевизионный работает как автокоррелятор. Это КАБ-1500Кр-Ф с фугасной, КАБ-1500Кр-Пр с проникающей и КАБ-1500Кр-Од с «вакуумной» объемно-детонирующей БЧ, о свойствах которой мы говорили в предыдущей части статьи.

Важным преимуществом «Страйк Игла» остается возможность применения УАБ с тепловизионно-командной системой наведения GBU-15(V)2/B и GBU-15(V)32/B ночью при условии достаточного инфракрасного контраста цели. Число бомб GBU-15 и КАБ-1500 на подвеске под F-15E и Су-34 одинаково – от одной до трех. Но даже несильный снегопад или дождь могут существенно затруднить их применение.

Опыт минувшей мировой войны и последовавших за ней малых войн разной интенсивности показывает, что бомбы калибра 1000 кг и более тактическая авиация использует намного реже, чем 500, т.е. связка Су-34 плюс КАБ-500Кр имеет особую ценность. Более тяжелые боеприпасы нужны лишь против особо прочных сооружений, таких как укрытия или плотины, и их эффективность зависит от веса – полного, определяющего кинетическую энергию, и взрывчатого вещества (ВВ, от этого зависит остальное поражающее воздействие). Американские GBU-15 легче, но точнее, они большую дальность планирования, но это дает выгоду лишь в поражении объектов, не прикрытых ЗРК средней дальности или авиацией, а такую ПВО характер и ценность возможных целей как раз и предполагает.

Достижение максимальной дальности применения тяжелых УАБ предполагает их сброс с большой высоты с последующим сопровождением носителем до захвата цели. Аэродинамика же этих бомб требует ограничения скорости сброса до 1100 км/ч, что облегчает задачу для ПВО, потому безопаснее подойти ближе на бреющем, выполнить подскок до минимальной высоты сброса (около 1000 м) и применить УАБ в режиме самонаведения.

Таблица 4-1

Таблица 4-2

По лучу лазера

Часто бывает, что электронно-оптическая аппаратура носителя цель видит, а телевизионная ГСН – нет, и причина кроется в ограничениях, накладываемых габаритами и ценой этих систем. Это усугубляется с ухудшением метеоусловий, тогда как лазерное полуактивное самонаведение продолжает работать. Оно основано на приеме ГСН лазерного луча, испускаемого целеуказателем и отраженного от цели. Недостатком метода является необходимость «подсвечивать» ее до попадания, что делается вручную или автоматически специальной системой, включающей теле- или тепловизионную камеру с функцией захвата цели.

Противостояние вооружений США и России. Управляемые авиабомбы основных современных бомбардировщиков Су-34 и F-15E

Американский F-15E над Ближним Востоком – на правых узлах подвески УАБ GBU-12 «Пейвуэй» II с лазерной полуактивной ГСН, на левых – GBU-38/B JDAM с ИК ГСН и спутниковым каналом Фото: Интернет

Полуактивные лазерные ГСН дешевле и меньше телевизионных, что упрощает их установку на УАБ малых калибров, таких, как GBU-12, входящая в вооружение F-15E. У России долгое время таких боеприпасов не было, однако списание большого числа управляемых ракет Х-25 и Х-29 по причине старения их твердотопливных двигателей «высвободило» большое число ГСН типа 24Н1, которые были использованы в новых бомбах КАБ-250ЛГ. Из обнародованных данных следует, что они значительно уступают GBU-12 по точности и Су-34 может брать их меньше – шесть против восьми GBU-12 на борту одного F-15E. Но у «Страйк Игла» нет лазерных бомб практичного полутонного калибра, тогда как «Тридцатьчетверка» несет те же шесть проверенных еще в Афганистане КАБ-500Л с осколочно-фугасной боевой частью и специальной флюгерной головкой 27Н1.

Противостояние вооружений США и России. Управляемые авиабомбы основных современных бомбардировщиков Су-34 и F-15E

Корректируемая авиабомба КАБ-500Л разработки ГНПП «Регион» с лазерной полуактивной ГСН типа 27Н1Фото: С.Г. Мороз

Самые тяжелые тактические лазерные бомбы России и США сделаны в той же размерности, что и телевизионные и соответственно российские отличаются большим поражающим действием, зато американские имеют лучшую точность при прочих равных показателях.

Типовым вооружением Су-34 являются КАБ-1500Л с головкой 27Н1 в модификациях Ф и Пр с фугасной и проникающей БЧ, ничего не препятствует ему применять и варианты Од и К с «вакуумным» и кассетным снаряжением, а также КАБ-1500ЛГ с головкой 24Н1 и проникающей БЧ.

Противостояние вооружений США и России. Управляемые авиабомбы основных современных бомбардировщиков Су-34 и F-15E

F-15E из 48-го авиакрыла командования ВВС США в Европе сбрасывает проникающую УАБ GBU-27, предназначенную для поражения бункеров Фото: Интернет

«Страйк Игл» использует старые тяжелые УАБ типов GBU-10A/B, C/В, D/B и E/B с осколочно-фугасной БЧ типа Mk.84 и или G/В, H/B и J/B с проникающей BLU-109, и более новые проникающие GBU-24, 27 и 28, но последний тип изготавливался по единственному спецзаказу еще в 1990 г. для операции «Буря в пустыне» и есть сомнения на счет его наличия в запасе.

Противостояние вооружений США и России. Управляемые авиабомбы основных современных бомбардировщиков Су-34 и F-15E

Тяжелая корректируемая авиабомба КАБ-1500Л с лазерным самонаведением – как и КАБ-500Л, она комплектуется головкой 27Н1 Фото: С.Г. Мороз

И на российский самолет Су-34, и на американский F-15E можно подвесить одну, две или три тяжелых УАБ с лазерным самонаведением. Однако в двух последних случаях «Страйк Игл» теряет возможность использовать подвесные топливные баки, а Су-34 свой единственный ПТБ сочетает с двумя КАБ-1500.

Таблица 4-3

Наведение с орбиты

Расширение коммерческого использования систем спутниковой навигации, известных под общим обозначения GPS, позволило снизить стоимость как этой услуги самой по себе, так и необходимой пользовательской аппаратуры за счет перевода ее на массовое производство. Это же позволило выявить и устранить недостатки аппаратного и программного обеспечения и достичь такой его точности и надежности, которая позволила бы повсеместно внедрить GPS и во всех аспектах военного дела.

А по своим свойствам эти технологии пригодны не только для облегчения навигации пилотируемых транспортных средств, но и беспилотных почти любой размерности. Управляемая бомба – это тоже транспортное средство и ее задача на первый взгляд проще некуда – доставка боевой части от носителя к цели. Однако опыт их использования показал, что развитие телевизионных, инфракрасных и лазерных средств наведения так и не смогло окончательно «пробить» такие обычные природные факторы, наведение затрудняющие, как пыль в воздухе, дым, туман, дождь или снег.

Противостояние вооружений США и России. Управляемые авиабомбы основных современных бомбардировщиков Су-34 и F-15E

Управляемая авиабомба GBU-31(V)3/B JDAM (Joint Direct Attack Munition) на базе свободнопадающей проникающей BLU-109 калибра 2000 фунтов (908 кг) Фото: http://www4.plala.or.jp/klesa108/diary/yksk0712/jdam.jpg

Но бомбе, использующей сигналы GPS, это не мешает – достаточно лишь знать координаты цели, они же позволят вывести носитель в точку пуска и все это – автоматически. Это не только облегчает нагрузку на штурмана-оператора и уменьшает время на поражение каждой цели, но и снижает требования к квалификации экипажа – даже при слабой подготовке «спутниковыми бомбами» можно отбомбиться на отлично.

Но как работает GPS?

Приемник УАБ с таким наведением «ловит» сигналы нескольких спутников и измеряет расстояние до них, и по ним непрерывно определяет свои координаты. Инерциальная система навигации УАБ использует их для построения траектории к точке наведения. Координаты цели можно ввести перед полетом, что облегчает задачу экипажу, но требует предварительной разведки, а возможна и выдача их прямо на борту после того, как экипаж найдет и выберет цель сам.

Противостояние вооружений США и России. Управляемые авиабомбы основных современных бомбардировщиков Су-34 и F-15E

Российская корректируемая авиабомба КАБ-500С со спутниковым наведением – разработка ГНПП «Регион»Фото: http.www//berloga.net

Хотя Советский Союз начал создание орбитальной навигационной системы раньше, ее работоспособный образец первыми сделали американцы, выведя на геостационарную орбиту серию специальных спутников-маяков NavStar. Их сигналы и составили первую матрицу глобальной позиционирующей системы GPS. Первоначально она задумывалась только в помощь штурманам морских и воздушных судов, но в 1992 г. Пентагон выдал заказ на «ударный боеприпас совместного и непосредственного применения» JDAM (Joint Direct Attack Munition). Этот новый термин означал, что он должен использоваться как самолетами ВВС, так и авиации ВМС и морской пехоты США методом прямой атаки цели.

Поставки первых УАБ со спутниковым наведением GBU-31(V)1/B JDAM калибра 908 кг с осколочно-фугасной БЧ, содержащей 429 кг тритонала, начались в 1998 г., и одним из главных получателей стали эскадрильи Боевого авиационного командования ВВС США, вооруженные F-15E. Почти одновременно был начат выпуск УАБ серии JDAM в других калибрах – GBU-32(V)1/B весом 460 кг и 245-килограммовой GBU-38/B с осколочно-фугасной БЧ.

Такие боеприпасы стали основным образцом ВТО в бомбардировках Югославии в 1999 г., по результатам которых были заявлены значительные преимущества нового оружия. Точность его не зависит от погодных условий. Возможно раздельное наведение УАБ на каждый объект в группе, расширение зоны возможного пуска – теперь для этого оператору не обязательно видеть цель, а после сброса наведение идет автоматически без его участия по принципу «выстрелил и забыл». Траектория полета УАБ такова, что угол встречи с горизонтальной крышей цели, близок к прямому, что это повышает пробиваемость. При нормальной работе GPS достигалась точность попадания 5 м и даже лучше, но если после сброса сигнал GPS теряется или подавлен противником, УАБ переходит на автономное инерциальное самонаведение и в этом случае КВО увеличивается до 30 м на 100 с полета, а типовая его продолжительность была 30 с.

Противостояние вооружений США и России. Управляемые авиабомбы основных современных бомбардировщиков Су-34 и F-15E

Российский фронтовой бомбардировщик Су-34 сбрасывает корректируемые бомбы со спутниковым наведением КАБ-500С Фото: http://politikus.ru/events/98862-v-deyr-ez-zore-posypalis-golovy-vliyatelnyh-modzhahedov.html

Плановая цена одного комплекта JDAM была первоначально 40000 долл., но благодаря конкуренции к началу поставок ее снизили 18000 долл. (27574 на декабрь 2019 г.). Инфляция делала свое дело: в 2004 г. она достигла 21000 долл., а в 2011 г. – 27000 (30669 на ту же дату декабрь 2019 г.), но оставалась ниже первоначально ожидаемой. Фирмы «МакДоннелл Дуглас», а затем «Боинг» изготовили в период с 1998 по 20 августа 2013 г. более 250000 комплектов доработки для бомб JDAM всех типов (GBU-31, -32, -38 и -54). Фактический темп выпуска достигал 45 штук в рабочий день без учета выходных.

В конце 1999 г. итоги первого применения оружия со спутниковым наведением были изучены в России. Выявились его значительные недостатки – снижение точности с увеличением географической широты применения и крайне низкая помехозащищенность. Тем не менее, в том же году было принято решение о восстановлении создаваемой с советских времен собственной группировки навигационных спутников ГлоНаСС (далеко не первое с 1992 г., но наконец-то выполненное) и о создании собственного ВТО с таким наведением.

Противостояние вооружений США и России. Управляемые авиабомбы основных современных бомбардировщиков Су-34 и F-15E

«Страйк Игл» из развернутой в Баграме в Афганистане 335-й эскадрильи ВВС США сбрасывают по четыре УАБ GBU-31(V)3/B «очередью» Фото: https://www.flying-tigers.co.uk/2019/mcdonnell-douglas-f-15e-strike-eagle-corgi-arrivals-soon-zoukei-mura-new-kits-and-hobbymaster-update/

Для этого понадобилось более 10 лет, поставки пошли в начале 2010-х гг., а в середине этого десятилетия российские «спутниковые бомбы» КАБ-250С, -500С и -1500С прошли проверку в Сирии. В отличие американских JDAM, они не переделывались из свободнопадающих бомб, а представляли собой модификации нового производства упомянутых выше КАБ с лазерным наведением. Их интерцепторное управление более эффективно, однако это не сказалось на точности, а достоверных данных о возможной дальности планирования найти пока не удалось.

За это время смогли решить проблему помехозащищенности такого наведения, но лишь частично. Приемник с 24 частотными каналами и математический фильтр вычислителя системы управления отсеивали электромагнитные шумы природные и простейшие искусственные, которые могут создавать, например, радиолюбители, как это пытались делать сербы в 1999-м. Но с современными системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) они бороться не могут.

Тем не менее, УАБ со спутниковым наведением остаются важной частью вооружения самолетов F-15E и Су-34. Их преимущество – возможность поражения нескольких расположенных последовательно целей «очередью» за короткое время, что важно в работе в зоне ПВО. Здесь чем больше бомб несет каждый самолет, тем лучше и по легким УАБ «Страйк Игл» имеет двойное преимущество, по средним – полуторное превосходство у Су-34, а по числу тяжелых «американец» мощнее на треть.

Противостояние вооружений США и России. Управляемые авиабомбы основных современных бомбардировщиков Су-34 и F-15E

Американская малогабаритная планирующая бомба со спутниковым самонаведением GBU-39 SDB Фото: https://www.jforum.fr/les-avions-disrael-auraient-utilise-des-bombes-anti-bunker-gbu-39.html

Для истребителей V поколения Локхид-Мартин F-22 и F-35 с закрытыми отсеками вооружения пришлось создавать специальные малогабаритные УАБ Small Diameter Bomb – SDB. В 2006 г. на вооружение была принята планирующая бомба GBU-39/B SDB I с проникающей БЧ, а в 2008-м – осколочно-фугасная GBU-39A/B SDB FLM. Благодаря малым весу и размерам, а также способности к «стрельбе очередью», появилась возможность увеличить число единиц ВТО на борту F-15E до 20. Есть сведения и о разработке такого боеприпаса и в России, но о его использовании самолетами Су-34 пока ничего не известно, так что в этом важном классе ударных средств преимущество у американцев.

Но что это дает? Несмотря на тиражируемые рекламные видеокадры, физику не обманешь. Малая масса бомб SDB определяет недостаточную кинетическую энергию этих боеприпасов и соответственно сравнительно слабое их проникающее действие, осколочно-фугасное же меньше, чем у устаревшей российской свободнопадающей авиабомбы ОФАБ-100-120. Однако SDB вполне годятся для уничтожения земляных укрытий и небронированной техники на открытых позициях.

В Югославии спутниковые бомбы применялись по неподвижным объектам – обычно это были отдельные здания и сооружения, но кампании в Афганистане, Ираке и других странах Ближнего Востока имели не совсем такой характер. Там противник проявил более высокую мобильность. Первоначально считалось, что существующего быстродействия системы «средство разведки – ударный самолет – спутниковая группировка – УАБ» хватит даже для поражения такой цели, как джип на ходу при условии, что оператор на борту ударного самолета дает целеуказание в систему управления бомбы непосредственно перед сбросом. Но теория практикой не подтвердилась.

Противостояние вооружений США и России. Управляемые авиабомбы основных современных бомбардировщиков Су-34 и F-15E

Тактический ударный самолет Боинг F-15E «Страйк Игл» с полной загрузкой малогабаритными планирующими бомбами со спутниковым наведением GBU-39 SDB Фото: https://warontherocks.com/2016/11/political-airpower-part-ii-the-seductive-allure-of-precision-weapons/

Таблица 4-4

Полезные комбинации

Для обеспечения поражения подвижных целей и неподвижных, но в условиях радиопомех, американцы были вынуждены вернуться к тому, от чего пытались уйти, разрабатывая бомбы JDAM – к применению дорогостоящих электронно-оптических ГСН. Но цена – ценой, а тактика – тактикой, и отказываться от GPS они не стали, предпочтя самый дорогой комбинированный вариант наведения.

Первый образец такого оружия EGBU-15 представляет собой дооснащение инерциально-спутниковой системой наведения тяжелых УАБ. Он существует в двух вариантах – GBU-15(V)1С/B с телевизионной и GBU-15(V)2С/B с тепловизионной головками. Оба они комплектуются осколочно-фугасной БЧ. Его ценность в том, что в случае применения на максимальную дальность сброса (до 28 км) можно получить хотя бы какую-то точность попадания, если оператору не хватит времени на захват цели или она окажется закрыта осадками, пылью и дымом.

Противостояние вооружений США и России. Управляемые авиабомбы основных современных бомбардировщиков Су-34 и F-15E

Управляемая бомба GBU-54 LJDAM с лазерной полуактивной головкой PLGS, дополняющей основной спутниковый канал самонаведения Фото: https://www.ellsworth.af.mil/News/Article-Display/Article/215413/combat-hammer/

Такую же боевую часть имеет бомба GBU-56/B Laser JDAM, отличающаяся от чисто «спутниковой» GBU-31(V)1/B также дополнительным каналом наведения, но на этот раз лазерным. Головка установлена в носовой части, соединяется кабелями со штатной системой управления бомбы и работает весь полет, но ее сигналы начинают учитываться только на конечном участке траектории если разница между ними и сигналами GPS достигает определенной величины. Такие тяжелые авиабомбы рекомендуется применять по особо важным и защищенным стационарным объектам, а из подвижных – по судам на ходу.

Для таких целей, как, например, автомобиль, сделаны меньшие бомбы типа GBU-54/B LJDAM на базе осколочно-фугасной свободнопадающей Mk.82, которая содержит 87 кг взрывчатки. Применение их в Афганистане и на Ближнем Востоке показало достаточную эффективность против небронированных целей, но танк или даже некоторые образцы современных БМП и БТР она поражает только в случае прямого попадания. Также всплывает фактор ПВО – такой бомбе требуется сопровождение цели до попадания, что может занять до полутора минут. Пока американская авиация действует в условиях отсутствия у противника средств ПВО с достаточной досягаемостью это не важно, но как только она окажется в зоне поражения ЗРК с достаточной высотностью, то у его расчета хватит времени, чтобы сбить носитель.

Этого недостатка лишена следующая модель ВТО – GBU-38/B JDAM. Она также выполнена на базе «легкой» бомбы Mk.82, но имеет не лазерную, а инфракрасную головку самонаведения. Оператор выполняет захват цели как точки, имеющей положительный тепловой контраст с местностью, а дальше ГСН работает по тому же алгоритму, что и в бомбах LJDAM, но сама, а носитель может выполнять противозенитный маневр.

Появились и малогабаритные бомбы с комбинированным наведением – это модификации боеприпасов серии GBU-39 B/B Laser SDB с дополнительным лазерным каналом и новейшая GBU-53/B SDB II, которая сочетает спутниковое, радиолокационное и тепловизионное самонаведение, в котором цель уже не точка, а образ.

Противостояние вооружений США и России. Управляемые авиабомбы основных современных бомбардировщиков Су-34 и F-15E

Подготовка к применению бомб GBU-38/B JDAM с инфракрасной и спутниковой системой наведения на базе ВВС США Баграм в Афганистане Фото: http://www.acc.af.mil/news/story.asp?id=123087409

По всем этим образцам, кроме SDB, уже есть обширная статистика боевого применения, свидетельствующая о повышении эффективности их в сравнении с обычными бомбами JDAM, но даже по этому значительному объему данных трудно сделать вывод, достаточно ли это повышение, чтобы перекрыть рост стоимости боевых операций. Впрочем, война – дорогое «удовольствие», а если все же начнется война большая между противниками с близким индустриальным уровнем, то станет и вовсе не до подсчета подобных «барышей».

Наличие такого вооружения, причем уже хорошо отработанного и освоенного в строевых частях ВВС, остается пока существенным преимуществом F-15E перед Су-34. По сообщениям СМИ в России разработка подобных авиабомб ведется, но когда оно будет в строевых полках?

Таблица 4-5

«Тихая ракета»

В Америке УАБ именуются GBU – Guided Bomb Unit, а ракеты воздух-поверхность – AGM или Air-to-Ground Missile. Но последнее слово здесь не переводится как «ракета», а означает любой снаряд, подразумевая лишь возможность управления им в полете. Одновременно с бомбами JDAM «непосредственного применения» с ограниченной дальностью в США была начата разработка планирующего боеприпаса JSOW – Joint Stand Off Weapon. Первая буква как и ранее означает, что это совместная разработка ВВС, ВМС и Морской пехоты США, а остальные три переводятся как «применение вне зоны ПВО». Раскладывающееся крыло позволило при сбросе на околозвуковой скорости с малой высоты поражать цель на расстоянии 22 км, а с большой – до 130. Это на 30 км превышало досягаемость самых совершенных войсковых ЗРК советской разработки С-300В, что было достаточно для отворота – планирующая бомба шла на автономном спутниковом самонаведении в системе GPS, которая согласно официальным данным обеспечивала ей КВО 7 м с вероятностью 95%.

Противостояние вооружений США и России. Управляемые авиабомбы основных современных бомбардировщиков Су-34 и F-15E

Подвеска планирующей бомбы AGM-154А JSOW – на снимке под крыло F-16C ВВС США, но она применяется и на F-15E Фото: http://www.voodoo-world.cz/falcon/o1/agm154.jpg

Но серийная AGM-154A JSOW-A Block I получила не моноблочную проникающую БЧ, как требовалось, а не предполагающую такой точности кассетную, снаряженную 145 поражающими элементами BLU-97A/B Combined Effect Bomb, такими же, как в описанных в предыдущей статье кассетных бомбах. Они предназначены только для поражения слабозащищенных целей: автомобилей, самолетов, пусковых установок ЗРК, РСЗО и оперативно-тактических ракет, РЛС и т.п. Их конический заряд пробивает легкую броню, разрывается на 300 осколков и при этом воспламеняется кольцевой заряд, если перегрузка при соударении с целью не менее 6g. При падении на мягкий грунт, а не на боевую технику она обычно меньше и в случае промаха ПЭ остаются невзорвавшимися «на минирование» (UneXploded Ordnance concerns – UXO). Стоимость одной AGM-154A была 282000 долл., что по нынешнему курсу составляет уже 430574 доллара, а на подвеске под F-15E их может быть до трех. Усовершенствованная ПАБ AGM-154A JSOW-A Block II отличается системой Selective Availability Anti-Spoofing Module (SAASM) противодействия уводящим помехам. Она тоже входит в состав вооружения «Страйк Игла», а остальные серийные модификации для ВВС США не закупались и шли только в морскую авиацию.

А что же Россия? Еще в СССР была начата разработка семейства планирующих бомб УПАБ-1500 с различными системами наведения, но она столкнулась с теми же техническими проблемами, что и в Америке, помноженными на весь тот «букет» трудностей, что последовал за «перестройкой» и развалом СССР. На выставке МАКС-2019 была представлена тяжелая планирующая бомба УПАБ-1500Б в варианте с чисто спутниковым самонаведением с точностью не хуже 10 м и дальностью до 50 км – по этим показателям российская разработка существенно уступает американской, однако развитие ЗРК и ствольных зенитных систем по обе стороны «линии фронта» новой холодной войны вообще поставило под сомнение целесообразность развития этого класса ВТО. Оно все равно не обеспечивает пуск вне зоны действия современных ЗРК, а сами такие ПАБ вполне эффективно обнаруживаются и сбиваются комплексами малой дальности, поскольку имеют лишь дозвуковую скорость полета.

Противостояние вооружений США и России. Управляемые авиабомбы основных современных бомбардировщиков Су-34 и F-15E

Управляемая планирующая авиабомба УПАБ-1500Б (К029Б) – изделие российской «Корпорации Тактическое ракетное вооружение» Фото: С.Г. Мороз

Программа JSOW предусматривала создание «моторизованной» модификации XAGM-154 JSOW ER (Extended Range) с турбореактивным двигателем ХTJ-150, но ее разработка до сих пор не завершена и принятие на вооружение в очередной раз отложено – теперь 2023 г.

Таблица 4-6

Но и без этого боеприпаса F-15E имеет широкий набор собственно ракет с самыми разнообразными боевыми свойствами. Не слаб он и у Су-34, о чем мы поговорим в следующей части статьи.

Продолжение следует

По материалам

naukatehnika.com

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть